Как возникла Вальдорфская педагогика
Вальдорфская педагогика основана австрийским философом Рудольфом Штайнером в начале прошлого века. Эта система воспитания стала популярна не только за рубежом, но и в нашей стране. По этой системе работают некоторые детские дошкольные учреждения, а так же и школы.
Хотя обучение по этой системе претерпевает огромное количество критики, которая прежде всего направлена на то, что детям не ставят оценок и не проводят экзаменов. Что касается детских садов, то тут не обучают чтению и письму, так же существуют некоторые ограничения на ряд книг и игрушек.
Понятно, что родители обеспокоены тем, что их дети не смогут после такой методики успешно учиться в школе.
Суть Вальдорфской методики.
Рудольф Штайнер основал свою теорию на антропософии -эзотерическом учении с религиозно-мистическим представлением о человеке. В начале 20 века многие педагоги ставили перед собой цель улучшить воспитания детей.
Из числа таких педагогов можно вспомнить Марию Монтессори, которая создала свою уникальную систему обучения детей поставив под сомнение те методы воспитания, которые господствовали в Европе прошлого столетия.
Для педагогов ребенок представлял собой неполноценного взрослого, от него требовали безоговорочного послушания и подчинения. Такая система воспитания по мнению реформаторов, на прочь лишала ребенка индивидуальности.
Первыми кто выступили против такого метода воспитания были вальдорфцы. По их мнению период детства это удивительная пора в жизни каждого ребенка и задача педагогов максимально полно выявить потенциал маленького человека.
Если посмотреть со стороны как работают дошкольные учебные заведения вальдорфской школы, то можно заметить, что в группах находятся дети разных возрастов. Малыши смотрят на старших детей и тем самым быстро осваивают навыки рисования, лепки. Могут самостоятельно одеваться и быстро учатся говорить.
Воспитатель это мама-хозяка, которая много общается с детьми, рассказывает им сказки, занимается рукоделием, поет и рисует вместе с малышами. Тут Вы не услышите крика на детей, здесь в ребенке видят прежде всего личность.
Вальдорфская педагогика особый акцент делает на искусство и на развитие полноценной личности. Дети, обучаясь по этой методике рано начинают рисовать и не просто что то срисовывать, а творить. Им предлагается три основных цвета- синий, желтый и красный. Смешивая эти цвета они создают дополнительные, тем самым развивая свою фантазию.
Кроме рисования большое внимание уделяется музыкальному развитию. Это не просто традиционные в нашем понимании занятия музыкой где разучивают песни, а проводятся ритмические игры где дети водят хороводы с песнями-попевками, танцуют. Такие игры проводятся примерно три-четыре недели и посвящены определенному времени года.
Для всех желающих в свободном доступе есть и музыкальные инструменты на которых можно научиться играть. Чаще всего это ксилофон, флейта или лира.
Кроме развития творческих способностей каждый ребенок, обучаясь по методике вальдорфской педагогики может заниматься земледелием. На огороде можно посеять пшеницу, вырастить овощи, а потом из полученного урожая приготовить какое нибудь кушанье.
Не маловажная роль уделяется и рукоделию. Все дети учатся шить, вышивать, резать по дереву, а при желании освоить и гончарный круг.
Дети празднуют православные праздники-Рождество, Святки, Масленицу, Пасху.
Аргументы против.
Противники вальдорфской педагогики в качестве аргументов заявляют, что при таком воспитании дети могут стать слишком далеки от реальной жизни.
Отсутствие конструкторов, кукол промышленного производства, персонажей мультфильмов, а лишь игры с игрушками натурального происхождения все это уводит ребенка далеко за истинные реалии. Дома ведь он видит все это, а в саду нет. Отсюда боязнь родителей, что ребенок будет жить какой то двойной жизнью.
|