Игры-упражнения для развития памяти у детей дошкольников.
В развитии личности дошкольное детство является особенным периодом. В это время дети задают очень много вопросов - их мозг постоянно требует пищи. Именно память по темпам развития начинает опережать другие способности у ребенка в данном возрасте, для которого характерна природная, непосредственная, непроизвольная память.
Впоследствии появляется и произвольная память, когда ребенок уже ставит перед собой задачу запомнить что-либо конкретное. И вот здесь ему необходима помощь взрослого: для запоминания, к примеру, тяжелого текста крайне полезны всяческие поощрения в виде подарка, а также различные упражнения для развития памяти. Поговорим о вторых.
Для достижения наибольшей эффективности в обучении нижеприведенные игры-упражнения для развития памяти рекомендуется организовывать с применением карандашей, картона, бумаги и ножниц. Запаситесь этим заранее. Первая игра - “Беспорядок на кухне”:
На картинке кухонные предметы находятся в беспорядке. Предложите ребенку расставить все по местам. Для этого можно дать ему отдельный лист бумаги и попросить нарисовать убранную кухню, либо вырезать отдельные предметы из картона и положить их на нарисованную кухню в любом порядке, после чего ребенок разложит их по местам. В качестве дополнительного задания предложите ему перечислить все разложенные предметы по памяти.
Заблудившиеся грибы. Эта игра - на тренировку зрительной памяти. Дайте ребенку картинку, пусть он рассматривает ее в течение 1-й минуты. Возьмите картинку так, чтобы ее содержимое было вне поля зрения ребенка, и попросите его рассказать, что он видел. Какие цветы нарисованы на этой картинке? Какие деревья? Какие грибы?
Поинтересуйтесь, считает ли он правдой рисунок, или думает, что это выдумка, и почему. Если ребенок справился с задачей на отлично, это указывает на хорошую зрительную память и наблюдательность. Если же допустил какие-либо ошибки, следует обратить внимание на их причины и дать ребенку возможность их исправить самостоятельно.
Игра в слова. В тихой спокойной обстановке назовите ребенку ряд слов и попросите его их запомнить: “заяц”, “слон”, “телевизор”, “мышь”, “шкаф”, “курица”, “волк”, “кресло”, “диван”, “медведь”. Далее пообщайтесь с ребенком на предмет, того как бы он сгруппировал эти слова.
Он может назвать множество вариантов, что указывает на его развитое пространственное мышление. Когда он назовет несколько групп, попросите его перечислить слова каждой группы, например, “вспомни домашнюю мебель”, “вспомни животных”. Дополнительным заданием в этой игре является перечисление всех запомненных слов.
Анализируя игру в слова, следует выделить два момента:
1.Если ребенок правильно произнес 6-7 из вышеприведенных слов, значит у него хорошая память.
2.Если ребенок выполнил разделение слов на группы правильно и быстро, после чего произнес даже больше слов, чем мог услышать от Вас, это говорит о высоком уровне развития его опосредованной (культурной) памяти.
Как видно, многие игры-упражнения для развития памяти у детей дошкольного периода совсем несложные. Зато их систематическое выполнение впоследствии очень положительно отразится на психической и умственной деятельности ребенка! |