2. Что было , что будет? Детям предлагается сюжетная картинка и ставится задача рассказать , что было до того и что будет после изображенной события.
3. Спроси почему ? Задать вопрос по картине , которые начинаются со слова почему?
4 .Спроси Дети задают вопросы воспитателю или ведущему по сюжету картины. Побеждает тот , на чей вопрос ведущий не сможет ответить.
5 . Бином фантазии Эту игру предложил итальянский детский писатель Джанни Радаре . Берем два слова , далекие по содержанию , и стараемся их совместить , проще - предлоги . Пес со шкафом . По улице бежит пес со шкафом на спине. Это его дом. Шкаф ему подарил дворник дядя Николай ... Пес в шкафу. Папа приходит домой , открывает шкаф , а там - пес . Испуганный папа бежит в ванну за лекарствами , а в аптечке - тоже собака. Папа хочет выпить воды , а в холодильнике - пес . Приходит домой Юра и они с папой строят собачьи будки .
6. Ассоциативные игры
Гирлянда случайностей В избранное слова добираются свободные ассоциации : игрушки - дети - детский сад - воспитатель ... машина - дорога -улица - водитель ... «Гирлянды ассоциаций В избранное слова подбираются предметы одного вида и к каждому ассоциативные строки . брюки Папа Работа газета Футбол Кастрюля спички чашка Шорты лето Пляж купание Вода плита Очаг чай Джинсы Мальчик гитара Песни Магнитофон Огонь Каталог Выбираются случайные предметные картинки и к ним свободные ассоциации : слон Африка пальмы обезьяны
вишня Сад пчелы мед
Стол салфетки вышивка Игла
7. Составление предложений Составить как можно больше предложений , обязательно используя названные воспитателем три слова . Можно добавлять другие слова . Например: медведь , карандаш , озеро. Медведь нашел карандаш у озера . Мальчик взял карандаш и нарисовал медведя, купается в озере. Медведь сгрыз карандаша, его потерял мальчик. Поощряются предложения, устанавливают нестандартные связи .
8. Найди общее Надо назвать как можно больше общих признаков двух предметов . Например : лодка , тарелка - имеют глубину , сделанные человеком , могут быть изготовлены из дерева.
9. Исключить лишнее слово Берутся три слова , далекие по содержанию. Надо объединить их парами по какому-либо признаку . Собака , помидор , солнышко - помидор , солнышко - круглые . Собака , помидор - нужны человеку , находятся на земле. Собака , солнышко - цвет глаз у собаки может быть желтый , как солнышко .
10. Поиски аналогов В избранное слова подбираются ( по определенному признаку ) аналогичные слова . Например: самолет , вертолет , бабочка , птица - все летают. Машина , автобус , пароход - виды транспорта. Трактор , автомобиль , ложка - сделаны из металла .
11. Поиски соединительных звеньев Называются два предмета . Надо найти слова, которые являются переходными от одного к другому. Например: лопата - автомобиль. Лопата - тачка - прицеп - автомобиль. Цветок - рисунок - лен - ткань .
12. Существенные и несущественные признаки Определить основные (1-2 ) признаки предмета, затем - дополнительные. Мяч основной признак - круглый , дополнительные - цвет , размер , материал. Автомобиль: движется , перевозит людей , дополнительные - размер , материал , конструкция
13. Почему так случилось? Детям предлагается ситуация. Они должны объяснить , что ее вызвало ( назвать как можно больше причин ) . Вы вернулись с прогулки , а дверь квартиры открыта . Почему ? забыли ключи и ломали замок ; забыли закрыть ; пришли злоумышленники ; выбежала собака . Ваш друг не пришел в садик : заболел ; опаздывает ; приехала в гости бабушка и остался с ней ; у мамы выходной.
14. Сократи Детям предлагается рассказ ( 6-10 предложений ) . Надо сократить его до 2-3 .
15. Сравни Детям предлагается продолжить предложения , подобрав сравнения. Трактор грохочет как ... (автомобиль , гром , медведь ). Луна в небе сверкает как ... (зеркало , монета , серебряная блюдо. )
16. Скажи комплимент Детям предлагается сказать что-то приятное разным персонажам : Карабаса - Барабаса Сером Волке , Бабе Яге , Кощею Бессмертному , Крокодилу Гене т.п. . Эти познавательные игры для детей 5-6 лет очень полезны в плане психологического развития.