Возьмите любую книгу и откройте любую страницу, зачитайте вслух первое слово каждой строчки. Затем попросите малыша вспомнить прочитанные Вами слова и сверьтесь с книжкой. Начинать нужно с пяти строчек, а потом увеличивать число строк, но только постепенно.
Цепочка слов.
Назовите ребенку десять любых слов , которые не связаны друг с другом. К примеру, лошадь, бумага, окно, солнце, кукла, дождь, дом, машина, рыба, луна. Попросите повторить слова в том же порядке, если не получается, то возьмите не десять, а пять слов.
Когда ребенок освоит это упражнение, пусть попытается произнести эти слова в обратном порядке. В этом упражнении можно использовать не только слова, но и числа, только не очень большие.
Парные ассоциации.
Нужно прочитать малышу пары слов, связанные между собой по смыслу. Он должен постараться их запомнить. Затем Вы называете только одно слово из пары, а ребенок говорит второе, например, холодно-жарко, мед-пчела, море-корабль, зеркало-лицо и т.д.
Совет: Учите малыша создавать ассоциации, т.е. придумывать с чем можно связать определенное слово, которое нужно запомнить. Для этого можно придумать что угодно-число, животное, явление природы и т.д. Если ребенок освоит ассоциативный метод, то память его будет более, чем отличной.
Развиваем зрительную память у ребенка.
Зрительная память очень важна для детей, которые собираются идти в школу. 80% информации в школе придется воспринимать глазами, поэтому очень важно тренировать зрительную память, наблюдательность и внимание.
Вы можете протестировать своего малыша как он может описать по памяти свои любимые вещи -игрушки, книжки или велосипед. Как он представляет форму, цвет, размер. Некоторые дети обладают фотографической памятью, посмотрит на картинку и описывает ее в деталях.
Если Вы думаете, что такая память от природы, возможно, но далеко не у всех. Такую память можно развить и чем раньше Вы начнете заниматься с малышом, тем лучше.
Делаем "снимки"
Возьмите, к примеру какой нибудь предмет и поставьте его перед ребенком, пусть он внимательно рассмотрит его в течении 20-30 сек. например, чашку с узором, потом пусть закроет глазки и попробует описать изображение по памяти.
Потом откроет глаза и дополнит "снимок". Не переживайте, что с первого раза не получится, это дело времени. Такие упражнения нужно делать не раз и не два, а несколько и регулярно. Скажите ребенку, что все сыщики и разведчики тренируются именно так. Кстати, взрослым и самим можно так же потренироваться, это полезно...
Рисуем по памяти.
Продолжаем предыдущее упражнение. Тот предмет, который малыш запоминал ( в нашем случае чашку), нужно убрать и предложить ее нарисовать по памяти. В данном случае не важно какой получится рисунок, главное насколько ребенок запомнил детали, цвет, форму. Если ребенок не хочет рисовать, то можно просто попросить описать предмет очень подробно.
Составляем портрет при помощи слов.
Попросите малыша вспомнить лица близких людей-бабушек, дедушек, тетей, дядей и т.д. В большинстве случаев ребенок может назвать только что то одно, какие волосы или какой нос, а вот цвет глаз или какая форма подбородка, затруднительно.
Положите перед малышом фотографии, попросите внимательно рассмотреть их и запомнить некоторые части , например, какой у бабушки овал лица или какой у дедушки рот или нос. Такие упражнения помогают развить память на лица. Кстати, девочки более внимательны к деталям, чем мальчики.
Самый наблюдательный.
Возьмите пять разных предметов и положите их на стол прикрыв салфеткой. Потом уберите салфетку примерно на 10 сек, а затем вновь накройте предметы. Попросите ребенка описать как можно точнее, что за предметы на столе. Постепенно это упражнение усложняйте, увеличивая количество предметов.
Будет совсем неплохо, если в этой игре много участников. Соревнование на наблюдательность большой стимул для детей. В такую игру-упражнение можно играть где угодно-на даче, в дороге или в гостях.
Можно попробовать и другой вариант-показывать ребенку карточки с нарисованными цветочками или взять костяшку от домино. Показать и убрать, чтобы малыш не успел сосчитать количество зрительно, а только в уме. Такое упражнение будет полезно детям, которые уже освоили счет до 10.
После всех рекомендаций Вы уже не будете думать, что у ребенка плохая память, просто продолжите заниматься с малышом, причем ежедневно, а кроха не заставит Вас долго ждать и будет радовать Вас своими достижениями.