способствуют раскованности и
созданию положительного микроклимата . Важная положительная оценка всех
детских предложений и высказываний.
Задача педагога - стимулировать
умственную и творческую активность детей , привлекать к игре всех
последовательно подчеркивать, что правильными могут быть разные решения ,
иногда совсем непохожи. Конечно , такие познавательные игры для детей 5-6 лет очень нравятся детям .
1 . "Наоборот"
Перед детьми ставят задачу назвать слово, означающее обратное названном воспитателем : холодный - горячий , белый - черный , быстрый - медленный . Игру можно усложнить - называть многозначные слова : свежий ( хлеб) - черствый , (ветер ) - теплый , (молоко) - кислое. действия: увядать , стоять , плакаты - смеяться , закрывать - открывать . расти - , бежать - ... Можно называть не только признаки , но и явления: ветер - уют , свет - тьма . Функции: карандаш рисует - резинка вытирает , игла шьет - ножницы режут , лампа светит - штора закрывает свет.
2 . "Найди новое назначение"
Детям предлагают найти новое назначение для знакомых предметов . Ложка - совок для игр с песком , как орудие для выкладки узора , металлолом ; молоток ; средство для измерения и т.п. . Учитываются фантастические предложения .
3 . "Что нужно для того , чтобы"
Определить , что нужно для выполнения какого-либо действия . Например : что нужно , чтобы создать космическую ракету , чтобы снять фильм , вырасти здоровым , чтобы жить ...
4 . "Что случится , если ..."
Отыскиваются последствия какого-то действия . Например : что будет , если исчезнут все деревья , если не будет зимы , если есть только конфеты ...
5 . "Да- нет"
Предлагается какое-то утверждение и ставится задача найти обратное и определить его правильность . Если на улице темно , то обязательно - ночь ? Если идет снег , то обязательно - зима? Кошки едят мышей - а правильно, если - наоборот? Карп - рыба , а правильно , что рыба - это обязательно карп ?
6 . "Кем( чем) будет ?"
Назвать кем ( чем) будет предмет через некоторое время . Мальчик - мужчиной , желудь - дубом , доска - домом , мебелью , дерево - доской , тесто - хлебом .
7 . "Что может быть таким ?"
Называется две - три признака , а дети называют предметы , которых они могут касаться . Белый , холодный - снег , мороженое , молоко. Белый , горячий - каша , молоко. Белый , пушистый - мех , щенка , котенка , снег .
8 . "Поиски аналогий"
Определяются конкретные значения какого-то понятия для различных предметов . Одежда: для человека - пальто , шуба , свитер ; для животного - мех ; для дерева - кора, листья ; для овощей - кожура ; для семян - шелуха . Жилье: для человека - дом; для животных - нора , берлога ; для растений - лес , парк ; для овощей - город ; для черепахи - панцирь.
9 . "Зоологическая мозаика"
Изготавливаются картинки , где изображены (отдельно ) председателя , туловища , конечности , хвосты животных. Комбинируя эти картинки , дети создают фантастические звери . Например : председатель крокодила , туловище медведя , хвост рыбы . Затем задача усложняется . Предлагается создать животное , отвечающее определенным требованиям : умеет летать , плавать и одновременно быстро бегать , или : хорошо видеть , жить в холодном климате , питаться плодами с высоких деревьев .
10 . "Как это сделать по -другому?"
Надо найти другой способ выполнения какого-то действия . Например : как можно соединять части одежды , кроме сшить , склеить , соединить скобками , связать.
11 . "Каким бывает предмет?"
Подбор различных видов одного предмета : бумага - газетная, ватман , целлофан , туалетная, для обертывания ; ткани - капроновые , шерстяные мешковина , ковровые т.п. . Побудить выдумывать фантастические виды .
Что с этим сделать ? Перечислить , что можно делать с определенным предметом . Бумага - резать , мяты , рвать , склеивать , обертывать . Ткани - резать , сшивать , склеивать , стирать.
12 . "Алгоритм действия"
Детям предлагается разложить действие на части. Мытье рук : засучить рукава , открыть кран , намочить руки , намылить мылом , потереть друг о друга , смыть мыло , закрутить кран , вытереть руки . Написание письма : сесть за стол , взять бумагу и ручку , написать письмо , заклеить конверт , написать адрес , опустить в почтовый ящик.
13. "Чего больше ?"
Определить , чего ( кого ) на свете - мальчиков или детей , деревьев или елок , яблок или фруктов , цветов или ромашек , тигров или зверей и т.д. . Объяснить .
14 . "Из чего состоит ?"
Разбить множества на подмножества . Лес - деревья , кусты , травы , цветы. Город - дома , парки , машины , аллеи , люди.
15 . "Что это может быть?"
Обратная игра : из подмножеств составить множество : деревья, цветы , аттракционы - парк ; товары , прилавки , продавцы , покупатели - магазин ; дома, деревья , вывески , транспорт , люди - улица ; дети , игрушки , кроватки , посуда , столы - детский сад .