Как идет процесс развития речи у ребенка дошкольного возраста
Дошкольный возраст самый уязвимый для приобретения одного из важнейших навыков человека – развитие речи. Это один из влиятельных периодов психического развития малыша. Речь берет свое развитие еще с младенчества и по мере того, как ребенок развивается, его потребность в речи и общении, увеличивается, и он начинает учиться говорить.
Именно этот момент должны отслеживать родители и наблюдая и анализируя этот процесс при любых изменениях, нужно сигнализировать и обращаться к специалистам, если Вас что - то настораживает. При рождении у ребенка уже есть речевой аппарат и то, как малыш будет развиваться, напрямую связанно с его речью. Сначала ребенок слушает, потом выражается посредством звуков и жестов, а уж потом и слова выливаются во все более грамотную речь.
Этапы развития речи у ребенка
Давайте рассмотрим поэтапно формирование речи детей дошкольного возраста. С 1,2 - 1,3 года малыш по своей инициативе подражает взрослым, повторяет фразы и звуки. Он опирается на те наглядные признаки, которые его окружают, ложки, мячи, кружки, запоминая предметы, он запоминает их название и пытается их воспроизвести. Вот подходит вторая половина второго года и мы уже можем заметить, как ребенок проводит параллель между предметами, он уже может назвать машинкой не только ту игрушку, которой играл, но и схожие предметы. «дай», «ставь», в речи уже появляются глаголы.
В основном ребенок может что-то произнести, если он этого требует. В этом возрасте, приблизительно до трех лет у ребенка очень интенсивно развивается речевое внимание. Он уже может вдумываться в услышанную речь, осознавать ее. Затем речь переходит в описательную. Мультфильмы, песенки, какие-то смешные слова, малыш запоминает и пересказывает по-своему. После трех лет уже развивается качественно новый этап освоения речи. Общение, привлечение к себе внимания других ребят и окружающих, является огромным двигающим мотивом для расширения словарного запаса и ребенок начинает стараться говорить так, чтобы его воспринимали и понимали окружающие.
Интонация начинает соответствовать ситуации и эмоциональному состоянию ребенка. Предложения становятся более связанными, и ребенок учится описывать прошлые события. В речи появляется логика. Итак, достаточно не быстро, речь детей дошкольного возраста завершает свое фонетическое развитие. Он научился слышать, произносить слова и звуки, и теперь полностью готов к изучению грамотности речи. Он готов идти в школу и изучать грамоту.
Чтение ребятишкам книг, это тоже очень важный момент в формирования речи. Ребенок улавливает интонацию, развивает речь и сам повторяет те литературные слова, которые слышит. Всегда с ребенком нужно строить диалог, это могут быть не только взрослые, но и дети, даже ровесники смогут принести в речь новые и нужные элементы. Чем меньше ребенок, тем проще будут вопросы, но к шести годам, в речи уже присутствует логическая цепочка событий, ребенок уже может анализировать ситуацию и говорить о своей позиции, объяснять свои взгляды и желания.
Нарушения речи у ребенка
Чем правильнее используемая в общении с ребенком речь взрослых, тем легче ребенку изучить свой родной язык. Ведь если трехгодовалый, хорошо развитый ребенок знает порядка 500 слов, то до 7000. Нередко у детей проявляется нарушение речи. С четырехлетнего возраста такими проблемами может заняться врач – логопед. Любые нарушения речи, плохо влияют на психическое развитие малыша. Происходит влияние на деятельность ребенка и его психическое развитие. Ведь речь и мышление тесно связанны друг с другом.
Если ребенок начинает сам понимать, свой речевой недостаток, то он стесняется своего недуги, становится замкнутым и его развитие становится ограниченным. Психические наслоения отрицательно сказываются на формировании характера человека. Малыш считает себя неполноценным и замыкается, но этого взрослые люди не должны допускать. Если обратиться к специалисту, то все проблемы можно скорректировать и излечить ребенка.
Логопед проводит занятия с маленькими ребятишками индивидуально, подбирая методы и упражнения именно для недуга, которым страдает конкретный ребенок, занимайтесь здоровьем детей с детства и речь детей дошкольного возраста будет правильно сформирована. Частота занятий, тоже ориентируется логопедом, но в среднем это два раза в неделю. Если посещать занятия и дома закреплять упражнения, то эффект не заставит себя ждать. Ваш ребенок сможет быть полноценным учеником и грамотно пользоваться родным языком.