В жизни маленьких детей, особенно в первые годы, происходят довольно существенные в их развитии изменения. Дидактические игры очень важны для развития малыша. В процессе проведения игр вырабатывается способность сосредотачиваться на том, что говорят и показывают ребенку, стимулируются очень важные качества, незаменимые для умственного развития. Маленькие дети имеют склонность повторять и подражать за взрослыми, используя это, нужно побуждать его воспроизводить сказанные слова и показанные действия.
Ребенка многому можно научить в быту, при повседневном общении, в играх и на прогулках. Наиболее эффективное обучающее воздействие оказывают специальные занятия, дидактически направленные упражнения и игры.
При этом имеется возможность постепенно усложнять материал, развивая восприятие детей, формировать важные качества и некоторые умения, сообщать им все более доступные сведения. Задача обучения детьми не осознается, ведь все внимание обращено на игровые действия, их выполнение.
Возбуждая интерес детей и привлекая их внимание, закладываются первые успехи в развитии любознательности. Маленький ребенок, получив пищу для ума, охотно участвует в занятиях и играх, радуется им, с нетерпением ждет.
Категории дидактических игр для ребенка.
Дидактические игры делятся на три категории -настольно-печатные, словесные , игры с предметами, то есть природным материалом, игрушками. В каждой из этих игр наблюдается интеграция различных образовательных областей, независимо от разделения дидактических игр.
Играя с предметами, дети сравнивают их, определяют различие и сходство, знакомятся с признаками и свойствами предметов: их величиной, цветом, качеством. Совершенствуется и развивается восприятие у ребенка. Малыш учится складывать из частей целое - это пирамидки, конструкторы, бусы, матрешки и так далее. Ребенок, слушая обращенную к нему речь и комментарии взрослых во время игры, сам развивает речь и внимание. Играя с куклами формируются нравственные качества, культурно-гигиенические.
Что дают дидактические игры
Одно из интересных занятий - настольно-печатные игры. Соответственно в зависимости от возраста - это может быть лото, парные картинки, домино. При этом подбираются картинки по общему признаку, по парам, запоминается расположение и количество картинок, складываются разрезные картинки, составляется описание по картинке.
Хорошо такие игры сопровождать песенками из мультфильмов, детскими стишками, то есть совмещать со словесными играми. У ребенка воспитывается правильное звукопроизношение, развитие речи, закрепление и уточнение словаря.
В нравственном воспитании ребенка дидактические игры имеют свое определенное значение. Вначале ребенок приучается делать что-то в окружении других детей, не забирая у них игрушки, не мешая им и не отвлекаясь самому. Постепенно он привыкнет к совместным играм. Появляется радость общих переживаний, интерес к действиям других. Соответственно, формируется организованность, сдержанность, достижение результата, целенаправленность поведения.
Если брать эстетическую сторону воспитания ребенка то дидактические игры играют немаловажную роль. Игрушки, дидактический материал, картинки при оформлении и подборе, призваны воспитать у ребенка любовь к прекрасному, хороший вкус.
Главное условие при занятиях с детьми - дидактические упражнения и игры обязательно должны вызывать радость у ребенка, желание продолжать и хорошее настроение. Обязательно следить, чтобы малыш не переутомлялся, наблюдать за правильной осанкой и позой во время игры. Радость и восторг от дидактических игр - это то, что является лучшим показателем успешного развития малыша.