Расширяем словарный запас ребенка
Запоминание новых слов и понимание их значения является очень важным навыком ребенка. С помощью богатого словарного запаса детям легче выражать свои мысли, усваивать новые знания. Примерно в возрасте двух- трех лет у ребенка наблюдается резкое увеличение словарного запаса.
Но детям трудно самим справляться со столь сложным делом, им просто необходима помощь родителей. Обновления запаса часто используемых слов, знакомство с новыми, позволят улучшить сообразительность малыша и поспособствовать развитию новых навыков к общению, письму и чтению.
Особое место в развитии словарного запаса у детей занимает совместное чтение. Родителям следует как можно чаще читать своим детям. При этом чтение нужно сопровождать обсуждением прочитанного. Мамы и папы должны не просто читать сказку, а проявлять у ребенка интерес к прочитанным произведениям, стихам. Задавайте вопросы о персонажах, интересуйтесь мнением по поводу поступков главных героев и т.д.
С ребенком нужно правильно общаться. Если за весь день родителями произносятся только дежурные фразы: «иди кушать», «пойдем на прогулку», «поди, поиграй» и прочие, то вряд ли малыш будет запоминать новые слова.
Умение общаться дорогого стоит. Этот навык нужно привить и своему ребенку. Богатый словарный запас будет важным орудием в арсенале ребенка. Разговаривать со своим ребенком нужно всегда. Даже во время повседневных дел. Например, во время одевания малыша нужно обговаривать предметы гардероба, последовательность их одевания, обсуждение цвета и красоты.
Во время приготовления пищи дети часто вертятся рядом с мамой, и это время также можно использовать для обогащения словарного запаса. Часто дети подбегают и задают дежурный вопрос «а что ты делаешь?». Не нужно отмахиваться от этой фразы.
Лучше будет все подробно рассказать: зачем мама чистит картофель, почему нужно вертеть мясо на мясорубке, зачем нужна терка и прочее. Научите ребенка интересоваться незнакомыми предметами. Назовите все пальчики на его ручке, части тела, научите определять, где правая сторона, и где левая.
Ребенку следует выучить как можно больше прилагательных. С этой целью можно играть в игру, в которой нужно как можно больше рассказать о каком либо предмете. Например, что можно сказать о солнышке? Оно желтое, горячее, ласковое, обжигающее, далекое, раннее, закатное и т. д.
Деткам нужно донести, что у некоторых слов бывает несколько значений. Так, слово «ключ» может означать инструмент для ремонта автомобилей; ключ летящих птиц; или предмет, которым открывают запертую дверь. Не стоит забывать о словах антонимах. Поиграйте с ребенком в игру противоположностей. Высокий - низкий, толстый - худой, горячий - холодный, красивый - ужасный, веселый - скучный и так далее.
Тем родителям, которые стремятся разнообразить и наполнить лексикон своего ребенка стоит следить за своей речью. Не стоит разговаривать с малышом отрывисто.
Для того чтобы ребенок начал использовать в речи новые слова, ему необходимо их несколько раз услышать, знать определение и значение.
Также должна быть последовательность и регулярность в обучающем процессе. Не стоит на малыша обрушивать лавину новых слов. Сопровождайте новые слова мимикой, ассоциациями, чтобы их легче было запомнить.
При обучении детей новым словам нужно помнить, что следует выбирать игровую форму. Также не должно быть навязчивости и принужденности обучения.
|