Методика Монтессори – за и против
В наши дни раннее развитие детей получает широкое распространение у продвинутых родителей. Смело можно утверждать, что методика Монтессори - одна из наиболее распространенных педагогических школ, направленных на раннее развитие детей.
Мария Монтессори - знаменитый педагог и врач начала двадцатого века, которая сумела накопить и обобщить огромнейший опыт работы с детьми и создать целую педагогическую систему, которой с успехом пользуются уже почти целый век.
Данная система основывается на том, что к каждому малышу требуется подходить индивидуально, ребенок должен сам выбрать себе дидактический материал, длительность занятий, он должен развиваться в своем ритме.
Особая среда методики Монтессори
Главной особенностью методики Монтессори считается организация Монтессори-среды, в которой кроха получит возможность проявить собственные индивидуальные возможности. В этом активно развивающем пространстве, не находится места случайным деталям и элементам.
У любого предмета имеется строго обозначенная функция. Монтессори убрала парту из классов, так как она ограничивает движение детей, а также их познавательное развитие.
Парты в Монтессори-классах заменены ковриками и небольшими столиками, которые сам малыш может переносить в любое место, которое для него удобно.
Золотым материалом Монтессори являются выбранные при долгих и тщательных экспериментах материалы и пособия, которые приводят к потрясающим результатам воспитания и развития детей. Система Монтессори оказывает помощь в развитии внимания, логического и творческого мышления, речи, воображения, памяти, моторики.
Особенное внимание Монтессори уделяет коллективным играм, призванным помочь овладеть навыками общения, бытовой деятельности, что должно помочь развитию у малыша самостоятельности.
Одну из своих главных работ Монтессори назвала «Дети - другие». Из названия книги уже можно увидеть принципиальный взгляд автора на жизнь ребенка. Малыш не похож на взрослого! Следовательно, его психика устроена по-другому, чем у взрослых.
С возрастом мы начинаем приобретать знания, синтезируя и анализируя происходящее, в то время как малыш просто впитывает в себя жизнь целиком. Он и время переживает по-другому, чем взрослые, так как ритм жизни у него намного медленнее.
Ребенок живет только тем, что с ним происходит в определенный момент, тогда как взрослые все время планируют жизнь, стремясь выделить самые необходимые и срочные дела.
Маленькие детки обучаются, преимущественно, через свои действия.
Взрослый может познавать мир через чтение или наблюдение, может воспринимать информацию через слух. Однако любой взрослый понимает разницу между участием в событии и рассказом о нем. Малыш познают мир при помощи собственных чувств, которые он проживает в действии. Он часто подражает взрослым, однако при этом одним из сильных детских чувств является желание независимости.
От взрослых детей, как утверждает методика Монтессори, отличает то, что чувство удовлетворения и интерес у ребенка вызывает не результат, а конкретно самостоятельное выполнение целенаправленных действий.
Особенности обучения по методики Монтессори
Главным принципом системы М. Монтессори считается идея опосредованного, спонтанного обучения. Малыш при этом учится легко, даже не заметив, что учится! Все дидактические материалы, предлагаемые малышам для упражнений, содержат прямую и косвенную цели.
Прямая – такая цель, которую кроха видит перед собой. Например, собрать какой-либо предмет из кубиков. Косвенная же цель ставится взрослым для того, чтобы малыш, справляясь с задачей, координировал движение, обучался концентрировать внимание, развивал зрение и т.д.
Методика Монтессори отводит педагогу роль не учителя, а руководителя самостоятельной деятельностью малышей. При этом ребенку дозволено самостоятельно находить и исправлять свои ошибки.
Педагогика Монтессори дает малышу свободу выбора, так как он должен решить сам, хочет ли он сажать цветы, читать, стирать или считать.
Однако свобода любого малыша в Монтессори-среде ограничивается свободой коллектива. Малыши понимают, что они должны стараться не мешать другим беготней и шумом. Каждый ребенок обязан убрать за собой лужи или грязь, поставить все на места, чтобы у другой группы не возникло дискомфорта.
Однако стоит отметить, что методика Монтессори, кроме несомненных положительных свойств, не лишена и определенных минусов, которые были выявлены на основании долгой практической деятельности.
Минусы методики Монтессори
Главным минусом считается то, что при значительном развитии логики и аналитики, творческому развитию и познанию мира вообще, внимание почти не уделено.
Творческие игры названы бесполезными, задерживающими интеллектуальное развитие малыша. Детки, которые погружены в интеллектуальные развивающие игры, просто не успевают поиграть в кукол или прятки. При этом специалисты доказали, что без ролевых игры правильное эмоциональное развитие просто невозможно.
Монтессори довольно категорично отрицает художественное творчество, например, танцы или рисование. Стоит так же учесть, что в чистом виде методика Монтессори подходит не каждому ребенку. Так, она может не подойти аутистам, гиперактивным детям, а также творчески одаренным малышам. Однако все же на практике Монтессори-педагогика смогла доказать, что она может принести свои неоспоримые позитивные результаты.
|