Психомоторное развитие детей в младенческом возрасте.
Условия развития любого новорожденного в современном мире являются максимально социальными. В основу этих условий заложен тот факт, что ребенок не способен самостоятельно развиваться и обеспечивать нормальную жизнедеятельность за счет своих врожденных механизмов, как это умеют детеныши животных.
Так дети с самых первых дней жизни оказываются тесно связанными со взрослыми, через которых осуществляется их адаптация к внешнему миру и которые становятся для них психологической опорой в любой возникшей ситуации.
Психомоторное развитие детей в младенческом возрасте является одним из наиболее важных направлений, на которых следует заострять внимание взрослому, ведь оно во многом определит образ сформированной в будущем личности.
По мере развития ребенка увеличиваются его потребности, растут возможности, окружающие предметы начинают его по-настоящему занимать. Однако примитивность способностей и недостаточность познаний не дают ребенку раскрыть всю специфику его “окружения”.
Здесь помощь взрослого просто неоценима - он подбрасывает мячик вверх, собирает и разбирает матрешку, нажимает на игрушку, издающую звуки и так далее. На этой стадии дети переходят на новую ступень развития - теперь они стремятся сотрудничать со взрослыми, а форма общения из эмоциональной перерастает в ситуативно-деловую.
Интерес к человеческой речи у детей появляется очень рано. Сперва возникают первые реакции на голос в виде выражения сосредоточенности на лице и остановки движений, затем эти реакции приобретают некую специфичность по сравнению с таковыми на окружающие предметы, выраженную, например, в более длительных остановках.
Первые голосовые звуки ребенок издает в 2-4 месяца, а уже в 9-10 месяцев проговаривает облегченные слова, при чем, они, как правило, направлены по отношению к людям, а не к игрушкам. Со второго полугодия происходит интенсивное развитие понимания речи.
В 6-6,5 месяцев дети начинают связывать слова с определенными предметами. На 10-й месяц уже наблюдается ответ от ребенка в виде движения, то есть на прошение подать игрушку, он отвечает жестом без произношения вслух названия предмета.
Психомоторное развитие детей очень тесно связано с мышечными ощущениями, поэтому эффективность обучения ребенка значительно повысится, если ему не только говорить название предмета, а и давать его погладить, потрогать (каким-либо образом манипулировать).
Вообще для взрослого крайне важно обеспечить все потребности младенца в движении, разумно формируя его двигательную сферу через условия и ограничения.
Направленность действия для получения конкретных результатов, кроме прочего, формирует у малыша зачатки силы воли. Накопленный на 1-м году жизни опыт в легких играх становится фундаментом для более сложных на 2-м и так далее.
Ползание играет одну из важнейших ролей в прогрессировании костно-мышечной системы ребенка. Также оно способствует становлению зрительно-двигательной координации. К концу 1-го года жизни появляется ходьба, и для малыша открываются новые более благоприятные горизонты в познании мира.
Теперь уже взрослому следует позаботиться о наличии двигающихся игрушек, различных коробок с предметами внутри, вкладышей с картинками.
После успешного усвоения предметной деятельности психомоторное развитие детей лучше подкреплять специальными упражнениями. Прежде всего, следует уделять внимание осанке, мимике, походке и вниманию ребенка.
Существует очень много упражнений, направленных как раз на развитие этих качеств и предназначенных для детей дошкольного возраста. Вот некоторые из них:
1. Упражнения для осанки - велосипед, корзинка. Из положения лежа на спине предложите своему ребенку подвигать ногами аналогично тому, как это происходит при езде на велосипеде (“покрутить педали”). Из положения лежа на животе попросите ребенка дотянуться кончиками пальцев ног до затылка (“сделать корзинку”). Эти упражнения укрепляют брюшной пресс и способствуют формированию правильной осанки.
2. Упражнение для мимики - конкурс на грядке. Давайте ребенку по очереди картинки с изображением овоща либо фрукта с мимическими выражениями и, используя мимику и интонацию, передайте в метафорическом представлении, что чувствует каждый из персонажей на картинке.
3. Упражнение для выработки походки - сидеть по-турецки. Покажите ребенку, как сидят люди во время медитации, и проводите в такой позе с ним определенное время - по 30-60 секунд 2-3 раза в день вполне достаточно. Во время таких занятий стимулируются мышцы ног, что очень благоприятно сказывается на походке.
4. Упражнение на внимание - вопросы. Заранее договоритесь с ребенком, какие слова нельзя говорить, после чего начните задавать ему самые различные вопросы, побуждающие к ответу “запрещенными словами”.
Например, нельзя говорить “да” и “нет”, а вопросы - “сколько тебе лет?”, “ты сегодня кушал?” и другие; если ребенок ответит, к примеру, “5” и “кушал”, то он выиграл тест на внимательность, если же “5” и “да” (запрещенное слово), тогда тест проигран.
Уделяйте своему ребенку достаточно внимания, и тогда он будет развиваться как минимум на уровне со своими сверстниками! |