Методика названа в честь итальянки Марии Монтессори (1870-1952), которая занимаясь воспитанием умственно отсталых детей и применяя принцип саморазвития ребенка, разработала ряд своеобразных заданий, которые успешно влияли на развитие таких детей. Впоследствии эта методика была перенесена на развитие нормальных детей.
В основе методики Монтессори лежит индивидуальный подход к ребенку, который сам определяет продолжительность своих занятий и дидактический материал, с которым работать. Развитие ребенка происходит в собственном индивидуальном ритме. Эта методика популярна во многих детских воспитательных учреждениях. Формирование групп осуществляется по семейному принципу: в одной группе обучаются дети самых разных возрастов (от 3 до12 лет).
Основные принципы методики Монтессори
Методика Монтессори стоит на трех «китах»: ребенок, учитель и окружающая среда. Ребенок воспринимается таким, какой он есть и наблюдается в естественной среде. Задача учителя не учить ребенка, а создать условия и направлять самостоятельную деятельность ребенка.
Основной принцип методики Монтессори подтолкнуть ребенка к саморазвитию, самообучению и самовоспитанию. Ребенок обучается в большой степени самостоятельно, для чего используется специально разработанная окружающая среда и материалы.
Специальные дидактические материалы были созданы Марией Монтессори для тренировки и развития специальных навыков ребенка с учетом его возраста. В них заложена возможность контролировать выполненные действия, следовательно, ребенок сам может увидеть, определить и исправить свои ошибки без указания учителя, в этом просто нет необходимости.
Дидактические материалы – это симбиоз учебного пособия и развивающей игры, их дизайн не изменялся со времени их изобретения. Для их изготовления используются только натуральные материалы. При изготовлении дидактических материалов из дерева применяют ценные сорта древесины, да и все остальные материалы, используемые для изготовления, отличаются своим качеством. Некоторые из дидактических материалов имеют достаточно сложную конструкцию. Поэтому их стоимость на сегодняшний день достаточно высока.
Среда для обучения (Монтессори класс) имеет несколько обучающих зон, в каждой из которых ребенок осваивает определенные навыки.
Зона, отвечающая за реальную жизнь. В ней ребенок осваивает жизненно необходимые действия: самостоятельно одеваться и обуваться, насыпать и наливать, перемешивать, мыть, чистить, вырезать, рисовать и т.д. При этом у ребенка происходит развитие как крупной, так и мелкой моторики, он учится концентрировать свое внимание.
Зона, развивающая сенсорное восприятие. Здесь ребенок познает и изучает окружающий его мир, и обучается определять физические свойства предметов, такие как высота, длина, масса, цвет и т.д. Дети, играя с предметами, изучают размер, цвет и форму. Например, ребенок расставляет на столе цилиндры в порядке возрастания. При этом происходит освоение перевода взгляда слева направо, что в дальнейшем поможет осваивать чтение.
Для умственного развития имеются языковая, математическая, географическая и научная зоны.
Зона развития двигательных функций. В большинстве классов на полу или ковре нарисован круг или овал, который используется при выполнении физических упражнений развивающих координацию движений, учат держать равновесие, развивают внимание.
При этом ребенок самостоятельно выбирает, где и чем ему заниматься, с какими предметами ему хочется работать. Он может выполнять действия сам или в команде, выбор за ним. Выполнение упражнений ребенок делает в своем собственном удобном для него темпе, принцип соревнования в методике Монтессори отсутствует полностью.
Сегодня многие учреждения вводят дополнительные дидактические материалы и зоны: для обучения иностранным языкам, музыке, танцам, искусству и др.
Классно-урочная система, принятая в обычной школе, в методике Монтессори отсутствует.
Для обучения вместо парт – облегченные переносные стулья и столы, для проведения занятий на полу используются мягкие коврики. Учитель не занимает центральное положение в классе, как в обычной школе. Он не сидит на одном месте за столом, а все время перемещается по классу, проводя индивидуальные занятия с детьми. Его вмешательство в деятельность ребенка - минимально, и то только в случае крайней необходимости.
Его задача – это помочь организовать ребенку свою деятельность, проложить свой индивидуальный путь, чтобы полностью реализоваться в процессе обучения. Поэтому учитель должен освоить особые педагогические методики и приемы, которые коренным образом отличают методику Монтессори.